Погода в Тотьме C

город Тотьма » История » Тотемский Спасо-Суморин монастырь.

Тотемский Спасо-Суморин монастырь.

История
3 845
0

О дальнейшей судьбе монастырских владений в XVI веке ничего не известно, так как большая часть монастырского архива погибла во время бывших в монастыре пожаров188. В начале же XVII в., в 1612-1613 гг. при нашествии литовцев, как уже сказано, Спасо-Сумо-рин монастырь был разорен, а пока монастырь вновь устроился, часть его владений, как видно из писцовых книг, перешла к частным владельцам или лежала "впусте". Кроме того, и на те владения, которые остались в распоряжении его, монастырь на первых порах после разорения не мог представить "данных". Только в конце столетия положение монастыря упрочилось, были разысканы утерянные документы и частью вновь выправлены, и в первой половине XVIII в. монастырь уже вернул почти все свои прежние владения, прибавив к ним новые.

В переписи 1620 г. за Спасо-Сумориным монастырем числилось 36 четей пахотной земли (по 12 четей в каждом поле), сенокосу: на лужке вверх по р. Песьей-Деньге, на Воробьеве починке, по р. Песьей-Деньге, под городом, на лугу у Грязной улицы и против церкви Предтечи, на р. Черной, на Дудыревом острову, при устье р. Тиксны и друг.- всего 78 копен, и одна водяная мельница при устье р. Ковды189. Из деревень записаны Молоково (3 двора), Воробьев починок (1 двор) и Чеботово (3 двора), составляющие вотчину монастыря при жизни Преподобного, и новые, неизвестно когда приобретенные монастырем: Притыкино (1 двор) и Душегубово, Алексеевская тож190, населенная "монастырскими детенышами" (4 двора). Всего дворов записано 12, а земли при них, считая и починок Патрушинский, приписаны к дер. Душегубово: пахотной - 102 чети, сенокосной - 79 копен, лесу "пашенного", т. е. годного для пашни,- 21 десятина и "непашенного" - 37 десятин. По переписи 1623-1625 гг. пахотной земли за монастырем записано только 21 четь, но зато прибавлено лесу "пашенного" 10 десятин и "непашенного" - 20 десятин. Сенокосной земли тоже показано меньше: всего 30 копен, но в это число в книгах не включены сенокосы по р. Сухоне и ее притокам, например, пожня Красотинка, пожни в Тикснинской волости и другие. Деревни записаны те же, что и в предыдущую перепись, кроме дер. Душегубово. В первых числились те же 8 дворов, а последняя показана уже "пустошью", но записана за монастырем, хотя владетельная запись на нее была утрачена в "литовское раззорение"191. От переписи 1646 г. сохранились только "переписные" книги, в коих главным образом указывалось число дворов и тяглых людей мужского пола.

8 этих книгах за монастырем записаны те же четыре деревни, а в них: 7 жилых дворов и один пустой, людей - 16 человек, да особо мельница с избой, в которой жил еще мельник192.

В писцовых книгах 1676-1679 гг. монастырской земли показано: 15 четей пахотной да 9 четей в полях лесом поросло, сена 50 копей и лесу: пашенного - 10 десятин и непашенного - 20 десятин; кроме того, мельница на устье р. Ковды и старое мельничное место под городом на р. Песье-Деньге. По переписи 1687-1688 гг. показано пашни по обе стороны р. Ковды и с Носыревским полем и на р. Песье-Деньге 27 четей да лесом поросло 9 четей. Количество остальной земли, сенокосу и лесу, показано то же, что и в предыдущую перепись, а также записаны мельница и мельничное место. Кроме того, показаны сенокосы по берегам р. Сухоны и рыбная ловля в р. Сухоне в Тикснинской волости, от р. Осиповки до Дудорева острова или Черновское плесо. Вотчинные деревни в обе переписи записаны прежние: Чоботово, Притыкино (дер. Семеновская тож), Воробьеве и Молоково починок (Лыщиков тож или дер. Брагинская), а также и Пустошь Душегубово. Людей в деревнях, за последнюю перепись, показано уже 74 человека (м. п.) и крестьянских дворов 9, что значилось и по переписным книгам 1700 года193. По первой ревизии 1719-1722 гг. за Спасо-Сумориным монастырем числилось 48 душ (муж. п.), а по третьей (1762 г.) -44 души.

В  1764 году при введении духовных штатов Тотемский Спасо-Суморин монастырь был оставлен за штатом. При этом все деревни и прочие владения были отобраны от монастыря в экономическое ведомство,  монастырь и братия,   которой   было   положено  только  семь   человек, оставлены на своем содержании. Положение монастыря было очень плохое: содержался он только на подаяния местных   жителей.   Так,   в   1791   году   П.   И. 

Подписывайтесь на «Totma.Ru» в Яндекс.Новостях, Дзен и Google Новости.

Пожаловаться на статью

0 комментариев

Информация

Посетители, находящиеся в группе читатель, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Вход и регистрация