Тотьма C

Последние новости

20:18
Тотьма город музеев
эксклюзив
08:50
В Тотьме завершился второй межрегиональный фестиваль творчества «Паруса надежды»
08:36
В Вологодской области уже начали отапливать социальные объекты
11:27
Правительство Вологодской области утверждает программу сохранения объектов культурного наследия
20:35
Именем Станислава Зайцева назвали одну из улиц Тотьмы
10:32
Верховный суд внес ясность в процедуру оплаты услуг ЖКХ
эксклюзив
документ
11:40
Тотемские участники стали призерами областного конкурса «Вологодское подворье»
21:49
«Семейную радугу» впервые увидят в Вологодской области
14:05
Зеленый пояс украсит Вологду
документ
21:10
Второй детский интегрированный слет состоялся в летнем лагере Вологодской области
13:09
Тотьма пышно отметила юбилей
09:09
Тотемский район готовится к отопительному сезону
20:04
«Культурный квартал» обрастает новыми арт-объектами
19:55
Фестиваль народного творчества «Таланты земли Вологодской»
документ
15:46
Как прошел третий «Рубцовский костер»
21:36
Программа мероприятий, посвящённых 880-летию города Тотьмы и 205-летию Форта Росс
эксклюзив
21:09
Россиянам разрешили оплачивать общедомовые расходы по факту потребления услуг
13:11
«Безопасный город» развивается и набирает обороты
12:02
Ремонт дорог в Тотемском районе не сбавляет оборотов
эксклюзив
17:51
В Вологде появились фальшивые купюры
Больше новостей
» » Чудь начудила, да меря намеряла

Чудь начудила, да меря намеряла

История
307
0

Живет на вологодской земле ученый-топоним Александр Кузнецов, который много лет изучает именно "язык северной земли". Согласно его исследованиям, некоторые названия здесь существуют уже не одну тысячу лет или вовсе без изменений, или, следуя процессам исторического развития языков, изменяются почти так же, как, например, стареют камни - что-то отпадает, но основа, ядро остается. 

Многое, по мнению Александра Васильевича, нашло отражение в топонимах - природные особенности географических объектов, хозяйственный уклад, религиозные представления и другие стороны жизни древних и современных народов. Иными словами, топонимы - это производные ландшафта и этноса ("ethnos" - "народ" в переводе с греческого), результат своеобразного взаимодействия общества и природы.

От топонимов тянутся незримые связи "вглубь" - в историю и "вширь" - к природе, поэтому их изучение неизбежно приводит к появлению новых исторических и географических фактов, дополняет уже известные, позволяет взглянуть на мир глазами древних людей. В топонимах тысячелетиями хранится уникальная информация, не оставшаяся более нигде.

ВОЛОГДА-ГДА-ГДА-ГДА

"Чудь начудила, да меря намеряла гатей, дорог да столбов верстовых..." - эта стихотворная строка Александра Блока, написанная более полусотни лет назад, точно отражает тогдашнюю растерянность ученых в отношении древних финно-угорских этносов чудь и меря. Хотя впервые они были упомянуты еще в древнерусской летописи "Повесть временных лет".

На основе раскопок мерянских древностей (от чуди следов почти не осталось) ученым удалось установить в общих чертах границы проживания мери около тысячи лет назад. Они включают обширную территорию в верхнем течении Волги, в пределах бассейнов таких ее притоков, как Молога, Кострома, Которосль, Унжа и все междуречье Волги и Клязьмы. Недалеко и юг Вологодчины, но жили ли и там меряне?

"Несколько лет назад в Киеве вышла книга О.Ткаченко "Мерянский язык" (Ткаченко О.Б. Мерянский язык. Киев: Наукова думка, 1985), - рассказывает Александр Кузнецов. - Автор сделал попытку восстановить лексику мерянского языка на основе широких сопоставлений с русским диалектом ярославско-костромского Поволжья и с родственными финно-угорскими языками. Ряд слов удалось восстановить через мерянские географические названия".

Например, слово "векса" в языке мери означило "река, вытекающая из озера". На карте бассейна Верхней Волги есть река Векса, начинающаяся в Чухломском озере; Векса, вытекающая из Галичского озера (на его берегу поныне стоит город Галич, в старину имевший в своем названии добавку - Мерский, в отличие от другого Галича - в Предкарпатье); Векса с истоками из Плещеева озера и Векса, спускающая избыток воды из озера Неро. То есть из всех четырех озер вытекают реки с одинаковыми названиями!

А вологжане знают речку Вексу, впадающую в реку Вологду недалеко от слияния последней с рекой Сухоной. И вологодская Векса тоже начинается в озере - Молотовском (или Молотьевском). Несколько полевых сезонов подряд на берегу вологодской Вексы работали археологи из областного краеведческого музея. Они нашли поселение древних людей, многие поколения которых жили там с неолита и вплоть до раннего Средневековья. По культурной принадлежности древнее население Вексы сходно с населением Верхневолжья, то есть в определенный период - и с мерей.

На территории, где некогда жили меряне, выделяется еще ряд характерных для их языка географических названий. Например, топонимы, оканчивающиеся на "-гда". Реки с формантом "-гда" в названии есть и в соседних с Вологодской областях - в Ярославской, Ивановской и Владимирской (Судогда, Шижегда, Шогда). Все они находятся на бывшей мерянской территории и не имеют параллелей с более ранней балтийской топонимией. Видимо, их тоже нужно считать частью топонимической системы этноса меря.

После того как стало известно о существовании отдельного топонима "гда", можно предположить, что перед нами конкретный географический термин. Скорее всего - мерянский. Кстати, в Ярославской области в знаменитое озеро Неро, где испокон века жили меря, впадает с юга река Сара. Есть документальное свидетельство об укрепленном поселении Гда около озера Неро, хотя на современных картах такая река отсутствует. Однако местные старожилы утверждают, что Гдой они называют нижнее течение Сары.

В настоящее время меря как этнос уже не существует. Последние, чрезвычайно скудные известия об этом народе относятся к XVIII веку. Мнение ученых едино - меря постепенно ассимилировались или "растворились" в более молодом и активном славяно-русском этносе, но небесследно. Топонимика и некоторые культурные традиции, а также пережитки сохранились в границах их прежнего проживания.

ЛОПАРИ НАЛОПОТАЛИ

Географические названия, сохранившиеся до наших дней как одна из наиболее важных (наряду с археологическими данными) частей наследия этноса лопь, встречаются на большей части Вологодской области, исключая, пожалуй, только крайние юго-западные (Чагодощенский, Устюженский), южный (Грязовецкий) и юго-восточный (Никольский) районы. Наибольшая же плотность лопарских топонимов наблюдается в бассейнах озер Белое и Воже. Александр Кузнецов составил целый словарь лопарских названий на Вологодчине.

Например, Кулой - большая река, начинающаяся в озере Сондугском в Тотемском районе, впадающая в Вагу. По-видимому, как считает Кузнецов, "Рыбная река" от саамского "кулл" - "рыба" и вуэй - "ручей".

Кук-озеро - узкий залив oзepa Келеского в Вытегорском районе; Куколахта - далеко вдающийся в сушу залив на озере Ухтомьярском в Белозерском районе; Кука-река - широкая извилистая протока, соединяющая озеро Большое с Онежским в Вытегорском районе. Основа всех трех названий - из саамского "кук" - "длинный".

Ленд-озеро - лежит в центре Белозерского района. По-саамски "леамд" - "глухой лес". В окрестностях Белого озера формант "-ленда" довольно распространен - там, например, есть гора Инголенда (саамское "йинн" - "лед"), в Глушковском районе деревня Рыхлянда (саамское "риглес" - "богатый, обильный"). Интересно название группы деревень в Бабаевском районе - Чужболенье, которое означает "лес около Холодного ручья" (саамское "чужд" - "холодный", "вуэй" - "ручей", "леамд" - "лес").

Ньюк-озеро или Нюкша - озеро в Вытегорском районе. Саамское нюкша - название лебедя, следовательно, "Лебединое озеро". Вероятно, с подобной основой связано и название одного из райцентров Вологодчины - села Нюксеница (первично - название речки), оформленного в дальнейшем русским формантом "-ица".

Сол-озеро - так называются два озера в Вытегорском районе и одно в Белозерском. На этих озерах есть небольшие острова, что наглядно подтверждает саамское "суэл" - "остров".

Синьгой - ручей в Тотемском районе, впадает в реку Синьгома. По-саамски "сиенг" - "узкий".

Чуломатка - ручей и деревня в Тотемском районе на берегу Сухоны и Чуломатки - группа деревень в Тарногском районе. Предлог "чуул" в языке саамов имеет значение "вдаль", "по", а слово "мутке" - "дорога". Таким образом, Чуломатка - "вдаль по дороге", что, кстати, очень похоже на вепсский топоним "ирдоматка".

Шабзерское озеро в Харовском районе, из которого вытекает река Шапша. Саамское "шаб" - название рыбы сиг.

Шубачское озеро расположено в центре Вашкинского района. По-саамски "шуб" или "суппе" - "осина". С этим топонимом перекликается название Шупова - так именуются две деревни в Тарногском районе: Емельяновская - Первые Шупова и Марачевская - Вторые Шупова. Шупова - "осинник".

Юг-озеро находится на севере Вытегорского района, из него вытекает река Юга. Слово "йог" в языке саамов значит "река".

Ягл-озеро или Черное-озеро в Белозерском районе недалеко от села Зубово. Вокруг этого озера находятся большие массивы сосновых лесов на песчаных почвах, расти на которых может только лишайник кладония, известный под названием ягель. Слово это заимствовано из саамского языка, где произносится аналогично.

"РАЗГОВОРЧИВАЯ" ВЕСЬ

В конце 1-го тысячелетия до нашей эры на территории к югу от Финского залива от прибалтийско-финской культурно-языковой общности выделился новый этнос с названием велся. "Молодость" его прошла в постепенном расселении к востоку, к озерам Онежскому, Белому, Воже, Лача. Здесь этнос прошел стадию "приобретения материальных и духовных благ". Расцвет этноса велся пришелся на последние века 1-го тысячелетия нашей эры, когда его название упоминается на страницах русских летописей и иностранных хроник. Образно этот этнос можно назвать "озерным народом", вся его история тесно связана с освоением земель, где всегда было великое множество озер.

Большая группа вепсских названий озер сохраняет в себе особенности растительного мира водоема и его окрестностей, но это - растительный мир не сегодняшних дней и даже не XX века, а того отдаленного времени, когда рождалась вепсская топонимия. Все эти названия представляют собой интерес для ученых-ботаников и лесоводов.

Например, если у Куз-озера (Вытегорский район) ныне растет березовый лес, это значит, что когда-то в прошлом первоначальный еловый лес (по-вепсски "kuz" - "ель, еловый") или уничтожен пожарами, или, что вернее, вырублен. Дело в том, что если уничтожить коренной ельник, то на его месте вначале обязательно вырастает березово-осиновый лес и лишь спустя полтора-два столетия внуки-правнуки рубщиков смогут снова лицезреть могучие еловые стволы.

Другой случай: в окрестностях Большого и Малого Педаж-озер (Вытегорский район) до сих пор на песчаных почвах стоят сосновых леса. Ученые знают, что после вырубки или пожаров смены сосновых лесов не происходит. В переводе с вепсского "pedai" - "сосна", "pedaizom" - "сосняк".

С течением времени озера превращаются в болота. При этом меняются и сообщества озерных растений. На Вологодчине насчитывается восемь озер с названием Вехк-озеро. В переводе - Вахтовое озеро из вепсского "vehk" - "вахта, водяной трилистник". Названия этих озер "сообщают", что уже ко времени возникновения топонимов берега начали заболачиваться, ведь вахта является непременным спутником топких и коварных сплавин.

Рог-озеро (Белозерский район) - "тростниковое озеро", из вепсского "rоgо" - "тростник, камыш".

Кач-озеро (одно в Белозерском, другое в Вытегорском районах) - вероятно, из вепсского "hac" - "кувшинка, кубышка".

Происхождение большинства вепсских названий озер связано с рыболовством. Это и понятно; именно малые озера кормили рыбой этот народ многие столетия. Например: Агвен-озеро (Вытегорский район) - от вепсского "ahven" - "окунь". Гаук-озеро (там же) - от "haug" - "щука". Ерш-озерэ (Бабаевский район) - от "gors" - "ерш". Сярг-озеро (Бабаевский, Вытегорский) и Серг-озеро (Харовский) - от "sarg" - "плотва".

А также Верк-озеро (Бабаевский район) - от "verk" - "простая рыболовная сеть". Райт-озеро (Белозерский район) - от "rait" - "несколько сетей, соединенных вместе". Тагажм-озеро и озеро Тугаш (оба в Вытегорском районе) - от вепсского "tagas" - "частый невод для зимней ловли рыбы". Вадо-озеро (Вытегорский) - от вепсского "vada" - "небольшой невод, который тянут, сидя в двух лодках".

Имена озер многое могут рассказать о занятиях вепсов земледелием. В 1-м тысячелетии нашей эры оно было подсечно-огневым. Отсюда и: Пал-озеро (пять озер с таким названием есть в Вытегорском районе) - из вепсского "palo" - "огнище, сожженная подсека". Каск-озеро (Бабаевский, Вытегорский) - из вепсского "kask" - "подсека". Верт-озеро (Вытегорский) - от "verta" - "палить деревья на подсеке". Веранд-озеро (там же) - от "verand" - "костер из деревьев на подсеке". Карего (там же) - от "karsto" - "отрубать сучья у деревьев на подсеке".

Собранный урожай порой тоже хранили около подсеки. Айт-озеро (Вытегорский район) - из вепсского "ait" - "амбар для зерна". Ригозеро (Кирилловский) - от "rih" - "овин, рига"

Названия могут поведать и о сельскохозяйственных культурах, которые выращивались тысячелетие назад. Например, Тюг-озеро (Вытегорский) -возможно, от "tuug" - "яровые злаки". Надреч-озеро (гам же) - от "nagris" - "репа". Пельмах-озеро (там же) - от "pelhine" - "лен".

А еще есть Хеб-озеро и Кеб-озеро (оба в Вытегорсксм районе) - от "hebo" - "лошадь". Легма-озеро (там же) - от "lehm" - "корова". Орех-озеро (Бабаевский) - от "oreh" - "мерин". Озеро Вазеринское (Кирилловский) - от "vazajarv" - "телячье озеро". Ораш-озеро (Вытегорский) - от "oraz" - "боров". Кан-озеро (Белозерской) - от "kana" - "курица".

Вместе с тем из обрядов языческих праздников особенно популярны были купания и омывания скота в озерах, "чтобы были здоровыми". Не с этими ли обрядами связаны названия этих озер?

РЕКА ВЕСЕЛОГО ЧЕЛОВЕКА

Многие, вероятно, помнят роль известного нашего актера Евгения Леонова в фильме "За спичками", поставленном совместно с Финляндией по одноименному рассказу М.Лассима, с юмором описавшего жизнь финского крестьянства на хуторах. А жителям междуреченского района Вологодской области леоновский герой чуть ли не "родня". Фамилия его - Ихалайнен показалась очень знакомой и Александру Кузнецову.

"На востоке этого района, - говорит топонимист, - течет большая река Ихалица, основа названия которой хотя и оформлена русским топонимическим формантом - "ица", но соответствия находит в прибалтийских и финских языках. Вот целый набор похожих слов: финское "iha"; "ihala" - "веселый, радостный, необычный, удивительный", карельское "ихал" - "прелестный, замечательный", вепсское "ihastuda" - "обрадоваться". В результате представляется живописная, красивая, веселая местность, по которой течет река Ихалица. Однако стоит побывать там, и вы вынесете скорее противоположное впечатление: дремучие леса и обширные болота составляют все ихалицкие "прелести".

Путь к раскрытию заложенного в названии смысла исследователю подсказала... берестяная грамота. Однажды, просматривая издающиеся систематически тома "Новгородских грамот на бересте", в одном из этих уникальных памятников письменности (грамота # 249), Кузнецов обнаружил имя Игала. А затем из комментария узнал, что это "веселое" прибалтийско-финское имя было известно и древним новгородцам, позаимствовавшим его у своих северных соседей. Так что Ихалица - это река некоего Ихала, или Веселого человека. Правда, неизвестно, кто был Ихал (Игала) по национальности: вепс или славянин (этим именем нарекались представители обоих этносов). О распространенности имени Ихал, кстати, свидетельствует и название группы деревень на юго-востоке Сямженского района - Ихолово.

...С тех далеких времен до нас дошло ничтожно малое количество письменных и археологических источников, поэтому трудно переоценить значение информации, заложенной в сотнях географических названий во времена освоения этносами лопь, весь, чудь и меря ландшафтов на территории современной Вологодчины. Пусть даже многие топонимы еще не изучены и не объяснены.

О чем могут рассказать топонимы Вологодчины
Алла Малахова


Подписывайтесь на канал "gorodtotma.ru" в Telegram, если хотите быть в курсе главных событий в Тотьме - и не только.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

0 комментариев

Информация

Посетители, находящиеся в группе читатель, не могут оставлять комментарии к данной публикации.