Тотьма C

Последние новости

16:08
Все больше жителей Вологодчины присоединяется к Программе по восстановлению культурных памятников
19:36
По факту строительства здания отдела полиции в Тотьме возбуждено уголовное дело
эксклюзив
15:57
Из-за калифорнийских пожаров в Форт-Росс не состоится осенний фестиваль
14:15
В Вологодской области завершился ремонт важного отрезка федеральной трассы
14:08
Более 70 специалистов со всей страны собрались в Школе музейного развития в Тотьме
19:45
В Тотемском районе завершается ремонт региональной трассы Фоминское-Успенье
20:18
Тотьма город музеев
эксклюзив
08:50
В Тотьме завершился второй межрегиональный фестиваль творчества «Паруса надежды»
08:36
В Вологодской области уже начали отапливать социальные объекты
11:27
Правительство Вологодской области утверждает программу сохранения объектов культурного наследия
20:35
Именем Станислава Зайцева назвали одну из улиц Тотьмы
10:32
Верховный суд внес ясность в процедуру оплаты услуг ЖКХ
эксклюзив
документ
11:40
Тотемские участники стали призерами областного конкурса «Вологодское подворье»
21:49
«Семейную радугу» впервые увидят в Вологодской области
14:05
Зеленый пояс украсит Вологду
документ
21:10
Второй детский интегрированный слет состоялся в летнем лагере Вологодской области
13:09
Тотьма пышно отметила юбилей
09:09
Тотемский район готовится к отопительному сезону
20:04
«Культурный квартал» обрастает новыми арт-объектами
19:55
Фестиваль народного творчества «Таланты земли Вологодской»
документ
Больше новостей
» » Историко-культурный и природный музей-заповедник «Тотьма»

Историко-культурный и природный музей-заповедник «Тотьма»

История
262
0
В марте 2001 г. решением межмузейного совета и Департамента куль-туры Вологодской области была утверждена концепция нового историко-культурного и природного музея-заповедника в городе Тотьме. Концепция музея-заповедника и ее обоснование были разработаны в Российском научно-исследовательском институте культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачёва авторским коллективом под руководством П.М. Шульгина. Предложенная концепция музея-заповедника «Тотьма» может представлять интерес как попытка приблизиться к задачам сохранения ис-торического города в контексте исторического ландшафта, а также как пример комплексного подхода к задачам охраны культурного и природно-го наследия. В основу ее положена разрабатываемая в Институте Наследия концепция уникальной историко-культурной территории, рассматриваемой как на расселенческом уровне, так и на уровне окружающей при-родной среды.
В работе определены границы музея-заповедника (И.П. Чалая, П.М. Шульгин), дана характеристика историко-культурных и природных территорий, а также памятников истории и культуры (И.Г. Иванова, И.П. Чалая), дан анализ проблем сохранения традиционной культуры (Н.М. Ведерни-кова), перспектив туристского развития (Ю.С. Путрик), сформулированы предложения по сохранению традиционного сельского хозяйства и рациональному природопользованию (В.И. Степенев), определены экономические параметры и организационные условия формирования музея-заповедника (П.М. Шульгин, О.Е. Штеле). В данной статье не излагается весь комплекс вопросов, связанных с организацией музея-заповедника, а основное внимание сосредоточено на пространственных особенностях формирования музея-заповедника, характеристике культурного наследия города Тотьмы, исторических сел и деревень региона, их природного окружения.
Основанием для постановки вопроса о создании музея-заповедника в Тотьме явилась историческая значимость этого поселения, своеобразие и художественная ценность его архитектурного и градостроительного наследия, сохранность и эстетические достоинства окружающего ландшафта, а также наличие развитого музейного комплекса. Первые упоминания о поселении в районе Тотьмы относятся к 1137 г., а на современном месте город возник в ХVI в. В средние века Тотьма была крупным центром солеварения и важным торговым пунктом на пути к Белому морю и в азиат-скую Россию. На протяжении ХVIII в. город являлся форпостом для освоения Сибири и Русской Америки. На средства тотемских купцов и при их участии было снаряжено более 20 экспедиций на Аляску, а уроженец Тотьмы И.А. Кусков стал основателем и правителем знаменитой крепости Форт-Росс на калифорнийском побережье США, ныне объявленной заповедником. В начале ХХ в. в Тотьме существовала знаменитая Петровская ремесленная школа игрушечного дела и вещей домашнего обихода, долгое время действовал соляной курорт. В ХХ в. с городом связана юность поэта Николая Рубцова.
Развитие Тотьмы в ХVII-ХVIII вв. ознаменовалось строительством замечательных архитектурных сооружений – церквей и гражданских зданий, многие из которых сохранились до нашего времени и позволяют говорить об особом местном направлении в церковной архитектуре русского барокко. Устремленные вверх, с необычайно стройными пропорциями, тотемские церкви напоминают силуэты белоснежных старинных кораблей. Великолепные архитектурные сооружения образуют замечательный по своим достоинствам ансамбль русского исторического города ХVI–Х IХ вв. В городе и его окрестностях расположено около ста памятников истории и культуры.
Природное окружение Тотьмы представляет собой типичные ландшафты, характерные для русского Севера, с чистыми лесными территориями, живописными долинами Сухоны и впадающих в нее малых рек, уникальными речными островами. Существование города неотделимо от системы сельских поселений, связанных с историей освоения Средней Сухоны и возникновением самого города, который вплоть до ХVI в. неоднократно менял свое местоположение. Украшенные нарядными церквами, расположенные на водных и сухопутных подступах к Тотьме, села являются важной частью единой с ней градостроительной системы.
При установлении границ территории музея-заповедника предполагалось включить в его состав не только территорию исторического города Тотьмы, но и его окружение, как историко-культурное, так и природно-ландшафтное. В границы заповедника вошли ансамбль Спасо-Суморина монастыря, исторический район соледобычи с селом Варницы, системы сельских поселений близ Тотьмы, тяготеющие к местам с многочисленными памятниками археологии. Включение в состав музея-заповедника обширных природных территорий вызвано необходимостью сохранения ландшафтного окружения города и его эстетических достоинств, а также создания оптимальных экологических условий в Тотьме и ее окрестностях.
Основными пространственными композиционными осями, сформировавшими территорию заповедника, являются река Сухона и впадающая в нее река Ковда, близ пересечения с которыми основан город Тотьма. Музей-заповедник охватывает территорию в основном по левому берегу Сухоны от деревни Усть-Царева на юго-западе до села Медведева на северо-востоке общей протяженностью примерно 32 -35 км. С севера на юг территория заповедника вдоль Ковды протягивается на 15-17 км. Выделение такой целостной территории дает возможность осуществления единой программы по сохранению и использованию достопримечательностей малого исторического города, уникальной народной культуры и традиционного жизненного уклада этой территории.
В целях оптимизации использования территории и для более гибкого подхода к проблемам сохранения наследия было проведено пространственное дифференцирование территории с выделением основных наиболее ценных историко-культурных и ландшафтных комплексов в структуре музея-заповедника. В качестве основных историко-культурных комплексов
– город Тотьма и его панорамное окружение,
– территория Спасо-Суморина монастыря с расширенной зоной ландшафтного окружения,
– село Варницы с близлежащими деревнями и местами расположения старинных варниц,
– ареал группы деревень «Старая Тотьма» с многочисленными памятниками археологии,
– ареалы старинных сел Усть-Царевы и Медведева, расположенных в местах концентрации памятников археологии, отличающихся эстетически ценными ландшафтами.

В границах территории музея-заповедника были также выделены наиболее ценные природные территории, представленные долинным комплексом реки Сухоны и разнообразными лесными ландшафтами, и природно-антропогенные территории, занятые сельскохозяйственными угодьями. Для каждого из историко-культурных и природных комплексов были сформулированы конкретные задачи сохранения наследия и определены перспективы их развития. При выделении конкретных границ комплексов авторы концепции стремились максимально учитывать уже существующие проектные материалы и административное деление территории.

Город Тотьма

Ядром историко-культурного и природного музея-заповедника является территория исторического города Тотьмы. Летописная Тотьма очевидно находилась в 16 км к востоку от современного города, где в настоящее время существует куст деревень, носящий название «Старой Тотьмы», и сохранились остатки укрепленного городища ХVI-ХVII вв. Около 1539 г. в связи с нашествием казанских татар большая часть населения городища переселилась в так называемое Усолье – местность, лежащую в двух километрах от современного города, близ села Варницы, где находился известный еще в ХIV-ХV вв. район соледобычи. В ХV-ХVI вв. здесь формируется большое неукрепленное поселение – посад Соль-Тотемская.
Посад Соль-Тотемская был связан проложенной среди лесов дорогой с прибрежными районами Сухоны, где располагались пристани, много-численные склады и соляные амбары. Роль прибрежных территорий воз-росла с основанием здесь острога в районе Красной Горки, близ впадения в Сухону реки Ковды. Острог, входивший в систему малых укреплений по Сухоне, был призван защищать соляные запасы и контролировать движение по реке. Перенос из Усолья деревянной церкви св. Ильи Пророка положил начало формированию так называемого Саблина конца у схода к Сухоне близ пересечения дороги из старого посада с дорогой, ведущей в Вологду. Расположение Усолья, Саблина конца, Красной Горки с острогом и возникшей рядом с ним торговой площадью, пристаней у Сухоны и связывающая их дорога, а также система рек определяли основные эле-менты градостроительной структуры Тотьмы вплоть до конца ХVIII в. Го-род быстро рос и уже в начале ХVII в. имел 20 церквей и 199 дворов.
В 1554 г. у слияния рек Ковды и Песьей Деньги был основан Спасо-Суморин монастырь, которому суждено было сыграть большую роль в жизни города. В ХVI-ХVII вв. в окрестностях Тотьмы существовали и другие малые монастыри: Борисоглебский близ Варниц на Ковде, Богородский на правом берегу Сухоны, и в четырех километрах к западу от города — Троицкая Дедовская пустынь. В ХVII в. началось формирование буду-щей Троицкой Зеленской Рыбацкой слободы к западу от города.
Кульминационный момент в развитии городского ансамбля приходится на середину ХVIII в., когда в Тотьме ведется активное строительство культовых и жилых монументальных сооружений. Большую и наиболее значимую часть памятников составляют в этот период церкви: св. Иоанна Предтечи, Рождества Христова, Входоиерусалимская, св. Троицы в Троицкой Зеленской слободе, Воскресения в Варницах. Общность объемно-пространственной композиции, в основе которой увенчанный пятиглавием двусветный четверик с трапезной и колокольней, своеобразие декоративного убранства храмов с нарядными картушами, а главное – почти готическая стройность и устремленность ввысь церквей и колоколен позволили исследователям говорить об особом местном направлении «тотемского барокко”.
Расположенные на возвышенных точках города по берегам Ковды и Сухоны, на месте деревянных церквей средневековой Тотьмы, храмы „тотемского барокко” образуют визуально воспринимаемое художественное единство. С севера и юга ансамбль городских церквей замыкают близкие по пропорциям Воскресенская церковь в Варницах и Троицкая в Зеленской Рыбачьей слободе, а центр акцентирован величественной вертикалью Входоиерусалимской церкви с расположенной близ нее маленькой церковью св. Иоанна Предтечи и комплексом несохранившегося Богоявленского собора на Красной Горке. В том, что расположение церквей не было случайным, а являлось результатом тщательно продуманного градостроительного замысла, убеждает рассмотрение группы храмов Саблина конца, которые в процессе кругового обхода раскрываются как единое сложноорганизованное целое, своего рода „город в городе". Полная реконструкция и изучение уникального ансамбля Тотьмы, демонстрирующего на высоком художественном уровне преемственность архитектуры средневековья и барокко в русском градостроительстве, представляет собой задачу самостоятельного научного исследования. Необходимость сохранения и реставрации его очевидна, что может составить одну из важных задач музея-заповедника.
Бережное отношение к сложившейся планировочной структуре средневекового города и системе его доминант было характерно для регулярного плана Тотьмы, утвержденного в 1781 г. Главные улицы регулярной Тотьмы – Пробойная, Предтеченская и Сретенская стали продолжением уже существовавших дорог, соединяющих Тотьму с пригородом – Варницами и соседними городами – Вологдой, Вельском и Великим Устюгом. Центром городской жизни продолжала оставаться Торговая площадь со зданием воеводской канцелярии, церквами и торговыми зданиями, воз-никшая в начале ХVIII в. близ острога. План города предусматривал значительное развитие Тотьмы в восточном направлении вдоль Сухоны. Здесь предполагалось формирование новой площади, окруженной прямо-угольными жилыми кварталами. Главной магистралью новых торговых кварталов Тотьмы должна была стать Сретенская (ныне Советская) улица, продолжением которой была дорога на Великий Устюг.
Новые районы Тотьмы стали интенсивно застраиваться лишь во второй половине ХIХ в. В этот период формируется облик торговых улиц, строятся разнообразные учебные и административные здания, в том числе здание историко-краеведческого музея. В конце ХIХ – начале ХХ века архитектурный ансамбль Тотьмы дополняется комплексами Новой площади и Петровской ремесленной школы, которая завершила панораму города с востока. Несмотря на позднейшие добавления, ансамбль исторического города во многих отношениях сохранил целостность, чему способствуют сохранившаяся система высотных доминант – церквей середины ХVIII в., компактные размеры городской территории и ее связи с природным окружением. Широкая неторопливая Сухона с цепочками песчаных пляжей и изумрудными лугами правобережья, текущие меж высоких берегов, украшенных силуэтами стройных церквей, извилистые Ковда и Песья Деньга с силуэтом Спасо-Суморина монастыря на западе, возвышающаяся над местностью Хоробардина Гора с церковью Воскресения в Варницах, открывающаяся при въезде в Тотьму с севера, образуют красивое и гармоничное ближайшее окружение города.
При разработке концепции музея-заповедника, наряду с сохранением градостроительного ансамбля и отдельных памятников Тотьмы, учитывалась необходимость сохранения связей города с природным окружением, а также особой среды исторического города, что нашло отражение в проектной и исследовательской документации. Территория Тотьмы при этом рассматривалась на трех градостроительных уровнях:
– в границах городской черты вместе с непосредственным окружением;
– в границах заповедной или историко-культурной зоны, включаю-щей собственно территорию исторического города ХVI – начала ХХ вв., представляющую собой целостный градостроительный ансамбль с наибольшей концентрацией памятников истории и культуры;
– как система историко-архитектурных комплексов, различающихся по архитектурному наполнению и историческим функциям.
На каждом из уровней могут быть поставлены и оптимально решены различные задачи сохранения градостроительного наследия. Рассмотрение города в системе расселения дает возможность определить взаимоотношения с ближайшим историко-культурным и ландшафтным окружением, а также наиболее общие перспективы развития городской территории. Вы-деление заповедной зоны позволяет провести оценку современного со-стояния исторического градостроительного ансамбля и его соотношение с современной застройкой и наметить наиболее общие стратегические задачи его сохранения. Дифференциация территории исторического города и выделение историко-архитектурных комплексов позволяет ставить более конкретные задачи ревалоризации городской среды применительно к от-дельным „историческим микрорайонам".
Утвержденные городские границы Тотьмы включают все пространство исторического города и ближайшее ландшафтное окружение, в том числе территории Спасо-Суморина монастыря и частично Варниц, долины рек Ковды и Песьей Деньги, правобережные территории Сухоны, а также территории, необходимые для пространственного развития города. Отметим, что современное строительство велось в основном в районах, распо-ложенных к северо-востоку от исторического города, что позволило исторической части города сохранить границы и связи с ландшафтным окружением.
При определении параметров заповедной зоны учтены уже существующие границы историко-культурной территории, выделенные при проектировании охранных зон институтом „Спецпроектреставрация" в 1984 году. В границы заповедной зоны включена основная часть исторической территории Тотьмы ХVI–ХIХ вв. С запада и востока ее границами являют-ся бровки речных долин Ковды и Песьей Деньги, на севере – село Варницы, на востоке – улица Мира и, наконец, на юге – долина реки Сухоны. В состав заповедной зоны предлагается дополнительно включить прибрежную территорию Троицкой Зеленской слободы с церковью Троицы и деревянной застройкой набережной к востоку от исторического города. Предлагаемое расширение границ территории вызвано стремлением сохранить целостный облик отдельных кварталов, примыкающих к памятникам архитектуры, а также обеспечить возможность непрерывного пребывания в исторической среде во время осмотра наиболее ценных территорий города.
Согласно концепции музея-заповедника, проект заповедной зоны как целостной территории дополнен выделением системы „исторических микрорайонов", отличающихся своеобразием архитектурного облика, для каждого из которых сформулированы основные программные направления развития. При выделении микрорайонов рассматривались не только основные архитектурные элементы градостроительной структуры, но и исторически сложившиеся особенности функционального использования отдельных пространств. В качестве исторических микрорайонов выделены:
– набережная Сухоны с ансамблем Богоявленского собора на Красной Горке, ансамблем Успенской и Воскресенской церквей, комплексом бывшей усадьбы Холодилова, комплексом бывшей Петровской ремесленной школы;
– исторический Саблин конец с ансамблем Входоиерусалимской, Иоанно-Предтеченской и Рождественской церквей;
– комплекс Торговой площади со зданием казначейства, общественной и жилой застройкой конца ХIХ – начала ХХ века;
– комплекс Новой площади с Историческим сквером и историко-краеведческим музеем, комплексом жилых и общественных зданий конца ХIХ – начала ХХ века;
– район Троицкой Зеленской слободы с памятником архитектуры – церковью св. Троицы и сохранившейся деревянной застройкой набережной конца ХIХ – начала ХХ века.
Остановимся более подробно на характеристике отдельных исторических микрорайонов Тотьмы и предложенных направлениях их развития.
1. Особую роль на протяжении всей истории Тотьмы играла прибрежная территория реки Сухоны с набережной и пристанями, откуда в ХVIII в. отправлялись корабли к берегам далекой Америки. В начале ХVIII в. речная панорама Тотьмы со стройными силуэтами церковных по-строек, крупными деревянными домами и дворцом-усадьбой Холодилова поражала цельностью и живописностью. Несмотря на утрату главной доминанты – Богоявленского собора, перестроенного в ХIХ в. и лишившегося своих куполов, речной фасад Тотьмы сохранил свою привлекательность и ценные исторические и архитектурные памятники.
В состав исторического микрорайона предлагается включить прибрежную территорию Сухоны с набережной (ныне имени И.А. Кускова) с сохранившейся старой застройкой, включая ансамбль Красной Горки со зданием Богоявленского собора, живописную группу Воскресенской и Успенской церквей середины ХVIII в., комплекс бывшей усадьбы Холодилова, сквер с памятником поэту Н.Рубцову и территорию Петровской ремесленной школы, замыкающей панораму города на востоке. В настоящее время этот район играет важную роль в культурной жизни Тотьмы. Здесь сосредоточены административные здания, музеи, детские учреждения.
Наряду с восстановлением памятников архитектуры важной задачей для этого района остается сохранение целостного облика набережной, ее благоустройство с организацией прозоров и видовых площадок на заречное правобережье Сухоны. В современных условиях, когда обветшавшие деревянные дома заменяются вычурными коттеджами, особенно актуальной задачей представляется сохранение целостности и масштабности жилой застройки, что потребует особых мер градостроительной регламентации. Для сохранения культурных функций пространства важным представляется возобновление деятельности Петровской ремесленной школы и открытие при ней музея.
2. Район Саблина конца включает ансамбль Входоиерусалимской, Иоанно-Предтеченской и Рождественской церквей середины ХVIII в. и Дом-музей И.А. Кускова, а также их ближайшее окружение с системой ориентированных на храмы коротких радиальных улиц, береговую зону Ковды с системой видовых точек на поймы рек Ковды и Песьей Деньги, монастырь и дальнюю Троицкую Зеленскую слободу. Расположенный на возвышенном месте над рекой Ковдой, рядом с Торговой площадью, этот район достаточно рано стал местом, где селились наиболее обеспеченные городские жители.
Район Саблина конца с живописной группой церквей представляет собой своего рода визитную карточку города и требует особенно бережно-го восстановления памятников и воссоздания их исторического окружения. Большую тревогу вызывает судьба маленького храма св. Иоанна Предтечи, который нуждается в неотложной консервации. Особую проблему составляет восстановление утраченных колоколен. В ХIХ – начале ХХ века прихотливый абрис и ритмы церковных завершений повторялись в ритмах дымоходов и крыш жилых строений, но в настоящее время в окрестностях памятника появились современные здания, резко диссонирующие с исторической средой. Громоздкое здание комбината бытового обслуживания отделило Входоиерусалимскую церковь от прекрасной панорамы реки Ковды, рядом с памятниками построено современное здание гостиницы, требует решения проблема ветхой деревянной застройки.
Главной стратегической задачей в развитии архитектурной среды это-го исторического микрорайона, наряду с продолжением восстановления и реставрации церквей «тотемского барокко", является формирование свое-образной архитектурной оправы для уникальных памятников архитектуры, максимальное использование их художественного потенциала для соз-дания эстетически привлекательного облика окружающих их жилых рай-онов. Необходим подробный перспективный проект района Саблина кон-ца, предусматривающий снос дисгармоничных зданий, сохранившихся деревянных домов, а, возможно, и восстановление утраченных зданий, градостроительное раскрытие видовых точек-прозоров и т.п.
3. Торговая площадь является одним из наиболее старых городских районов, чьи функции определились еще в дорегулярный период застройки. Расположенная по соседству со старым острогом, на месте скрещения торговых путей из Варниц, Вельска и Великого Устюга, площадь была центром городской жизни, начиная с ХVIII в. В середине ХVIII в. здесь строится здание воеводской канцелярии – одно из первых каменных зданий в городе. Архитектурный облик этого пространства окончательно сложился в ХIХ в., когда площадь окружила группа монументальных церквей: Богоявленский собор – на севере, Архангельская и Георгиевская церкви — на востоке и, наконец, Сретенская – на юге. Здесь были выстроены каменные торговые ряды. В настоящее время сохранилось лишь здание воеводской канцелярии, которое окружают разностильные постройки конца ХIХ – начала ХХ в. Площадь не утратила своего назначения: во многих зданиях размещаются небольшие магазины, к ней примыкает оживленный вещевой и продовольственный рынок.
Восстановление разрушенных церквей представляет собой задачу достаточно отдаленного будущего, поэтому ближайшие архитектурно-планировочные мероприятия могут касаться благоустройства площади, превращения ее в уютное обжитое пространство. Для этого необходимо создание мест отдыха, изолированных от движения городского транспорта, возможно – маленьких летних кафе на открытом воздухе, где могли бы отдохнуть посетители магазинов и учащиеся расположенных поблизости учебных заведений.
4. В отличие от Торговой площади, Новая площадь, созданная в соответствии с регулярным планом 1781 г., первоначально не являлась общественным центром, но призвана была сыграть роль своеобразного буфера, препятствующего распространению пожаров. Площадь окружают административные и жилые здания конца ХIХ – начала ХХ века, а в центре ее находится большое озелененное пространство, перерезанное автомобильной трассой, которое включает Исторический сквер с мемориалом, спортивные площадки и даже торговые киоски.
Основная задача для этой городской территории – превращение плохо организованного озелененного пространства в объект ландшафтной архитектуры. Соседство с историко-краеведческим музеем предполагает возможность создания здесь музейных экспозиций под открытым небом, организации мест отдыха, а, возможно, и тематической детской площадки для самых маленьких посетителей музея.
5. Наряду с районами, сохранившими архитектурные памятники, предполагается включить в состав заповедной территории небольшой уча-сток, застроенный современными кирпичными жилыми домами. Здесь проживает значительная часть населения исторической Тотьмы, для которой этот район является средой обитания. Участок городской территории в центре исторической застройки обладает высокой ценностью и требует особого контроля за качеством строительства, а также особых мер по нейтрализации маловыразительной современной застройки в исторической среде. Необходимо отметить, что практика застройки современными зданиями внутриквартальных пространств в центре города привела к нарушению системы прозоров на церкви, которая составляла одну из привлекательных особенностей старых русских городов. Для таких районов необходимо долгосрочные программы, которые предусматривали бы реставрацию существующей современной застройки и разработку перспективных проектов застройки района при ее сносе.
6. Своеобразием отличается район Троицкой Зеленской слободы, от-деленной от города широкой поймой Песьей Деньги, впадающей в этом месте в Сухону. Украшенный стройным силуэтом Троицкой церкви ХVII в., отражающейся в прозрачной воде речных стариц, район представляет собой своеобразное преддверие Тотьмы при движении по Сухоне с запада. Он органично вписан в речную панораму города и хорошо сохранил почти не нарушенную современным строительством деревянную архитектуру набережной конца ХIХ – начала ХХ века. Возникшая как рыбацкое поселение в ХIХ – начале ХХ вв. Троицкая Зеленская слобода стала местом отдыха и развлечений. Здесь были клубы, чайные и бильярдные.
Близость к реке, наличие хорошего песчаного пляжа, а также парка и спортивных площадок в пойме реки Песьей Деньги делает этот район привлекательным для отдыха и в настоящее время. Летом его население существенно увеличивается за счёт приезжих, которые снимают здесь дома и живут у родственников. В будущем целесообразно сохранить рекреационный характер района. Перспективным было бы благоустройство набережной (ныне Красного флота) и превращение ее в место вечерних прогулок. В сохранившихся купеческих особняках могут быть открыты ранее существовавшие здесь чайные, клубы, бильярдные.

Спасо-Суморин монастырь и его окружение

Районы Спасо-Суморина монастыря и Варниц, частично входящие в городскую черту, составляют ближайшее историческое окружение Тотьмы и визуально связаны с ансамблем города.
При разработке концепции музея-заповедника ареал Спасо-Суморина монастыря выделен в отдельный культурно-ландшафтный комплекс, который дан в расширенных границах и включает деревни Притыкино, Чоботы, Воробьево напротив монастыря. Главными ландшафтными элементами в пределах выделенной территории являются: холм у впадения реки Ковды в реку Песью Деньгу, на котором расположен монастырский комплекс пойменные и террасные участки вдоль этих малых рек, крутой склон высотой 5-7 м, пересеченный оврагами и переходящий в наклонную равнину. У бровки склона расположены деревни.
Основанный в 1554 г. приказным старцем Феодосием Сумориным, Спасо-Суморин монастырь получил право беспошлинной торговли солью и играл важную роль в экономической жизни края. В ХVI-ХVII вв. он представлял собой образцовое хозяйство и владел многочисленными варницами, соляными амбарами и сельскохозяйственными угодьями. В нача-ле ХVII в. монастырь переживает длительный период упадка и получает новую жизнь лишь на рубеже ХVIII–ХIХ вв., после обретения мощей его основателя и приобщения его к лику святых решением Святейшего Синода. Поклонение мощам св. Феодосия Суморина привлекало в монастырь тысячи паломников, что создало основу его процветания на протяжении почти 100 лет.
Величественный облик Спасо-Суморина монастыря запечатлен на многочисленных иконах св. Феодосия Суморина. Монастырь занимает вершину плоского овального холма, расположенного у слияния рек Ковды и Песьей Деньги. Композиционный центр ансамбля составляли церкви Вознесения и Спаса-Преображения, между которыми находилась высокая церковь-колокольня св. Иоанна Златоуста. Однако сохранившиеся архитектурные памятники были построены в ХIХ в., когда здесь складывается один из наиболее крупных монастырских комплексов на территории Вологодской епархии. На протяжении первой половины ХIХ в. были пере-строены в формах позднего классицизма Вознесенский собор конца ХVIII – начала ХIХ века, монастырская ограда с четырьмя башнями, корпуса настоятельских и братских келий, гостиный монастырский дом, многочисленные хозяйственный постройки. В конце ХIХ в. был перестроен в русском стиле Преображенский собор, сохранивший элементы архитектуры ХVII в.
Основной задачей этого района является восстановление комплекса монастыря, большая часть построек которого находится в аварийном со-стоянии. В настоящее время восстановлена лишь Преображенская церковь.

Село Варницы

Район современного села Варницы и его ближайших окрестностей в некотором смысле дал жизнь городу Тотьме. В ХIV в. в этом месте существовал один из древнейших районов солеварения, а в ХV-ХVI вв. располагался посад Соль-Тотемская с деревянной церковью св. Ильи Пророка. Центром района был высокий холм, известный впоследствии под названием Хоробардина Гора. Здесь размещалась крупнейшая рассолоподъемная труба – Дедиха. Многочисленные варницы располагались по берегам рек Солонухи (Солоницы), Ляпунихи (Ляпуньки), Ковды. В ХVI-ХVII вв. рай-он Варниц был связан с именем Строгановых, построивших здесь деревянную церковь Воскресения, предшественницу ныне существующей, по-строенной в ХVIII в. Церковь Воскресения в Варницах принадлежит к группе памятников «тотемского барокко». Увенчанный пятиглавием двух-этажный восьмерик на четверике на высоком подклете с пристроенной граненой абсидой и колокольней доминирует над окружающей местностью.
В ХVIII-ХIХ вв. Варницы оставались значительным промышленным районом в окрестностях Тотьмы. В ХIХ в. здесь находились крупные предприятия И.С. Кокорева, который содержал конный завод и имел здесь усадьбу с обширным садом. Уже в начале ХХ в. тотемская интеллигенция разрабатывала планы строительства в Варницах курорта, но он был от-крыт лишь в 1927 г. Из сооружений Тотемского курорта сохранился деревянный санаторный корпус, ванный корпус, остатки кокоревского сада с березовыми и еловыми аллеями.
Одной из ценных особенностей окрестностей Варниц является сохранившийся исторический ландшафт. Хоробардина Гора с церковью Воскресения остается главным ориентиром при подъезде к городу с северо-запада.
К первоочередным задачам, которые должны осуществляться в дан-ном ареале, следует отнести разработку детального проекта по планировке и застройке Варниц, восстановление зданий и прокладку инженерных сетей в санатории «Тотьма», проведение работ по улучшению зеленых насаждений в парке и березовой роще. Большое практическое значение имеет возобновление деятельности санатория с водолечебным комплексом, которое может рассматриваться как продолжение в новой форме исторических функций Варниц по использованию минеральных подземных вод. Здесь предполагается организация музея, в котором должны демонстрироваться старинные технические сооружения, использовавшиеся для производства соли, а также материалы по истории солеваренных заводов в Варницах и округе.

Ареалы старинных сел и деревень

Исторические ареалы Старой Тотьмы, Медведева (в восточной части музея-заповедника) и Усть-Царевы (в его западной части) представляют собой своеобразное историко-культурное обрамление Тотьмы и дают представление о разнообразии сельских поселений в ее окрестностях. Группа деревень Старой Тотьмы и поселок Усть-Царева отмечают границы археологической территории города. Село Медведево включено в музей-заповедник как одно из немногих поселений в ближайших окрестностях Тотьмы (в пределах рассматриваемого региона), в значительной степени сохранивших деревянную застройку конца ХIХ – начала ХХ вв. и интересный памятник барокко – церковь Воскресения середины ХVIII в.

Ареал группы деревень Старой Тотьмы

Ареал на правом берегу Сухоны в устье реки Старой Тотьмы находится в 15-20 км к востоку от города Тотьмы. Он включает деревни Неклюдиху, Тихониху, Слуду, Заборную, объединяемых общим названием Старая Тотьма. Это предполагаемое место первого поселения в окрестностях Тотьмы, здесь сохранились многочисленные археологические памятники. В ареале Старой Тотьмы обнаружено семь памятников археологии, принадлежащих эпохам мезолита, неолита и раннего железного века. Око-ло деревни Неклюдиха сохранилось Старототемское городище, датируемое ХV-ХVI вв. На местности хорошо выделяются его валы, образующие широкую дугу. Окружение Старой Тотьмы живописно. Отовсюду видна широкая полоса Сухоны, горизонт ограничен стеной таежного леса.
Местоположение деревень на высоком берегу Сухоны, обширные свободные территории, которые могут быть превращены в продуктивные кормовые угодья, бескрайние лесные массивы – все эти природные факторы указывают на большие потенциальные возможности развития этого исторического ареала.

Ареал села Медведева

Ареал села Медведева является продолжением Старототемского комплекса и занимает самую дальнюю восточную часть территории, включенную в музей-заповедник. Красиво местоположение села. Оно расположено на возвышенном месте, вблизи перегиба к широкой пойменной низине. Река Сухона из села не видна, но она угадывается по линии заречных лесов, вплотную подходящих к берегу.
Стройный силуэт церкви Воскресения, расположенной на краю села, является важной пространственной доминантой местности. Построенная во второй половине ХVIII в., церковь с нарядным декором представляет хороший образец провинциального барокко. Село сохранило деревянную застройку, в том числе несколько домов-пятистенков конца ХIХ – начала ХХ века с традиционными элементами деревянной крестьянской архитектуры: красными и волоковыми окнами, слегами, коньками, скупо декорированными причелинами. Жилая застройка Медведева еще в начале ХIХ в. привлекала внимание путешественников, которые отмечали ее особую монументальность по сравнению с деревнями центральных районов России и другими поселениями в окрестностях Тотьмы. Необходимо отметить, что на рубеже ХIХ – начала ХХ века район Медведева и соседнего с ним Матвеевского отличался определенной этнографической самобытностью. Об этом свидетельствует распространенная здесь особая форма прялки и традиции росписи.
В селе, имеющем удобное дорожное и водное сообщение с городом, расположенном в живописной местности и сохранившем интересные памятники архитектуры, возможна организация музея деревянной архитектуры под открытым небом.

Ареал поселка Усть-Царевы

Окрестности поселка Усть-Царевы – одно из наиболее живописных мест вблизи Тотьмы. Деревянные дома поселка расположены на бугре – речной террасе, с которого луговой склон плавно спускается к пойме реки Царевы. На правом берегу реки Царевы вплотную к воде подходит сплошная стена елового леса. От устья Царевы и с высокого коренного берега открывается красивый вид на Сухону, которая течет здесь ровной, плавно изгибающейся полосой.
Деревня известна с ХVIII в., но весь этот ареал был освоен значительно раньше. Побережье Сухоны близ впадения в нее реки Царевы – место скопления древних стоянок и поселений. Здесь обнаружены стоянки эпохи мезолита, несколько поселений эпохи неолита и раннего металла. В целом территория Усть-Царевы, так же, как и весь среднесухонско-тотемский ареал, является объектом многолетних археологических исследований, согласующихся с задачами музея-заповедника.
Побережье Сухоны около Усть-Царевы – любимое место отдыха жителей Тотьмы и приезжающих. К югу от поселка Советского и ареала поселка Усть-Царевы находится курортная зона города Тотьмы, охватывающая лесное урочище «Изониха» и остров Дедов, а также территорию сана-тория «Зеленый Бор» в поселке Десятина. Ландшафтный (комплексный) заказник «Изониха» создан в 1987 г. на площади З96 га. Заказник и примыкающая к нему курортная зона расположены в междуречье рек Сухоны и Царевы и отделены, таким образом, природными рубежами от окружающей местности. Это ценный массив соснового леса, представляющий, по словам лесоводов, «величественную панораму северной тайги».
Заказник включает и отдельные историко-культурные урочища, наи-более интересное из которых расположено в месте сближения Сухоны и Царевы, где находится Дедов остров с остатками комплекса Дедовской Троицкой пустыни. Дедов остров – наиболее крупный из трех островов на реке Сухоне, известных под названием Дедова, Бабьего и Внукова, топонимика которых возможно восходит к дохристианским временам. Длина острова около 1, 5 км, ширина – около 0,5 км.
Дедовская Троицкая пустынь была основана в ХVII в. и просуществовала до 1832 г. Среди покровителей монастыря были тотемский воевода Ф.А. Лопухин и его дочь Евдокия – первая жена Петра I. В период расцвета в монастыре было три церкви, многочисленные жилые и хозяйственные постройки. В настоящее время из всех строений пустыни сохранились лишь остатки монастырских келий ХIХ в. Островное положение придавало особый характер архитектурному ансамблю Дедовской Троицкой пустыни, который хорошо просматривался с высокого левого берега Сухоны.
Напротив Дедова острова, на открытой поляне, окруженной сосновым бором, расположен поселок Десятина с детским санаторием «Зеленый Бор». Санаторий занимает здание бывшей Тотемской лесной школы – учебного учреждения, оставившего заметный след в науке и практике лесоведения 1901-1930 гг. и позднее преобразованного в лесной техникум. Сейчас на территории санатория еще сохранилось несколько старых зданий школы начала ХХ в.
В настоящее время санаторий функционирует, в нем лечатся около 60 детей; рядом расположен другой рекреационный объект — детский лагерь, в котором летом отдыхает до 100 человек. Санаторий и лагерь нуждаются в реконструкции.
Река Сухона – главный природный комплекс территории музея-заповедника. Она может быть названа пространственной осью, вдоль которой сформировалась система расселения – город Тотьма и сельские населенные пункты. Река привлекает внимание ровным, плавным контуром берегов, обрамленных лесом, широким и свободным течением вод. Неброский пейзаж берегов усиливает ощущение покоя, не нарушаемого частой сменой ландшафтных картин. В целом, долина Сухоны и расположенные на ее берегах город Тотьма и сельские поселения могут рассматриваться как единый градостроительный и природный комплекс.
Завершая статью, отметим, что реализация концепции по созданию музея-заповедника должна способствовать сохранению, восстановлению и рациональному использованию одного из интереснейших городов Вологодского края – Тотьмы и ее исторических окрестностей.

Литература
Бочаров Г.Н., Выголов В.П. Сольвычегодск. Великий Устюг. Тотьма. М., 1983.
Белков В.С. Тихая родина Рубцова // Тотьма: Историко-литературный альманах. Вып.I. Вологда, 1995. С. 412-418.
Веденин Ю.А. Очерки по географии искусства. М., 1997.
Веденин Ю.А., Шульгин П.М. Новые подходы к сохранению и использованию культурного и природного наследия в России // Известия РАН. Сер. географическая, № 3, 1992. С. 90-99.
Воронина Т.А. Петровская ремесленная школа // Тотьма: Историко-литературный альманах. Вып. I. Вологда, 1995. С. 72-105.
Выголов В.П. Архитектура барокко в Тотьме // Памятники русской архитектуры и монументального искусства. Материалы и исследования. М., 1980. С. 103-125.
Григоров Д.А. Тотьма и ее окрестности // Тотьма: Историко-литературный альманах. Вып. I. Вологда, 1995. С. 119-187.
Григоров Д.А. Тотемские соляные промыслы // Тотьма: Краеведческий альманах. Вып. II. Вологда, 1997. С. 84-132.
Зайцев С.М. Тайна тотемских картушей // Наш современник. № 11. 1982, С. 173-179.
Землякова Т.Н., Елисеев Г.Д. Камни – гиганты // Тотьма: Краеведческий альманах. Вып. II. Вологда, 1997. С. 373-378.
Иванищева М.В., Спирина Д.В. Археологические памятники Тотемского района // Тотьма: Краеведческий альманах. Вып. II. Вологда, 1997. С. 17-30.
Кузнецов А.В. Острова из сказки // Тотьма: Краеведческий альманах. Вып. II. Вологда, 1997. С. 378-389.
Проект охранных зон города Тотьмы. Авторский коллектив под руководством В.Ю. Кеслера. Спецпроектреставрация. М., 1984 (рукопись).
Тельтевский П.А. Памятники архитектуры ХVIII в. в Тотьме // Архитектурное наследство. № 14. М.,1962. С. 203-210.
Федорова С.В. Русская Америка и Тотьма в судьбе Ивана Кускова // Проблемы истории и этнографии Америки. М.,1979. С. 229-254.
Шульгин П.М. Уникальные территории в региональной политике // Наследие и современность. Вып. 1. М., 1995. С. 9-12.

Подписывайтесь на канал "gorodtotma.ru" в Telegram, если хотите быть в курсе главных событий в Тотьме - и не только.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

0 комментариев

Информация

Посетители, находящиеся в группе читатель, не могут оставлять комментарии к данной публикации.