Погода в Тотьме C

город Тотьма » История » Как открыть Америку

Как открыть Америку

История
3 654
0

 С. М. Зайцев

КАК ОТКРЫТЬ АМЕРИКУ

 

10 августа 1991 года газета "Полярная правда" писала: "В Канаду на перекладных: теплоход "Балтийский-40" привез в Мурманский порт из Петрозаводска коч "Помор". Да-да, тот самый первый коч, построенный два года назад миссией "Золотой век" и успевший прославить свое гордое имя походами вокруг Шпицбергена и Скандинавии. Построенный по старинным аналогам поморских судов, коч "Помор" отлично зарекомендовал себя в условиях арктического мореплавания, благодаря чему у экипажа возникла новая, еще более рискованная затея. За нынешнюю навигацию решено было дойти до... берегов Канады, где поморы планируют присоединиться к участникам большого международного праздника "Русская Америка". Однако самостоятельное плавание команда начнет лишь от пролива Вилькицкого, когда будет доставлена вместе с "Помором" на теплоходе "Теодор Нетто". Отход намечен на 15 августа В. Васильевским".

Старо   как   правда:   правды   нет!   Почему-то   нам,   "новым   поморам", автор "пришил" Канаду?

Ах,   вот   в   чем   дело!   Следующий   заголовок,   начинавшийся   с многоточия,   был   продолжением   "нашего":   "...А   в   то   же   время   в той   же   Канаде".   Оказывается   "в   ту   же   Канаду"   только   в   1991 году сбежало более  ста  мурманских  рыбаков - по  сути,   настоящих советских   поморов.   Ну,   конечно   же,   они   не   настоящие,   если   бросили   родное   Поморье.   Впрочем,   не   по   своей   вине - они   могли   и не подозревать о существовании таковой - русской поморской культуры  прошлого,  о которой и должен напомнить коч  "Помор". И не только  напомнить,   но  и   возродить  былую  славу   поморского  мореплавания  и  в  первую  руку  славу  поморского судостроения.  Кстати, как  раз   "старинных  аналогов"  у  будущего   "Помора"  уже   давно  и в   помине   не   было,   когда   взялся   ладить  его   петрозаводский   клуб "Полярный   Одиссей"   под   руководством   Виктора   Дмитриева   и   по его   чертежам.   Дмитриев   и   был   первым   кормщиком   (капитаном) "Помора", водил его к Шпицбергену (а не вокруг него) в 1989 году. В   1990   году   "Помор"   совершил   "Скандинавское   кольцо".   А   на этот   раз   ему   предстояло   реконструировать   плавание   Алексея   Чирикова   на   "Св.   Павле"   (1741   год),   в   составе   второй   Камчатской экспедиции.   Это   была   одна   из   задач   проводимой   клубом   международной  акции   "Русская  Америка - 250".   Акция  осуществлялась в рамках программы  "Колумбы  Российские"  миссии  "Золотой век" фонда народной  дипломатии  под девизом:   "Соединим  века,  берега, народы".

Но почему же А. Чирикова?

Вознесенный до небес Витус Беринг в далеком 1741 году не сумел даже найти путь возвращения на Камчатку, потерпел крушение, погубил немало человеческих жизней.

Небывалая переброска "Помора" по воздуху так и осталась небывалой. Но имелся второй вариант, не менее хлопотный - Северный морской путь (СМП).

И  вот  в  августе   1991   года  Мурманск  покинуло  судно   "Павлин Виноградов",   способное   к   ледовому   плаванию,   шедшее   до   мыса Шмидта   с   обычным   для   летней   Арктики   грузом - картофелем. Но   на   нем   был   и   необычный   груз.   К   его   стальной   груди   был надежно   прикантован   коч   "Помор",   хотя   "Комсомольская   правда" писала совсем недавно (5.03.90), что "в XVIII веке отважные мореходы   из  Архангельска   через   "пять   морей"   постоянно  плавали,   то есть   существовал  СМП  в  Америку.   "Новых  поморов"  не  смутило использование "перекладных" да еще быть грузом рядом с картошкой.  Поздравляя  комсомольского борзописца с  "открытием",  нужно сказать,   что  впервые   "через пять  морей"  на  восток  за одну  навигацию   прошел   лишь   знаменитый   "Сибиряков"...   в   1932   году,   а впервые СМП был открыт в конце XIX века.

Из   старого   экипажа   "Помора"   на   этот   раз   были   лишь   трое: Юрий   Наумов    (капитан),   Юрий   Колышков    (боцман)-оба   из Петрозаводска, Владимир Вешняков (старпом) - из Архангельска. Далее Иван Данилов (штурман) - из Архангельска, как и первые двое, участник средиземноморского "Паломничества" в 1990 году. Остальные новички: это матросы Станислав Курицын, Евгений Зимирев - оба из Архангельска, Андрей Григорьев - из Москвы, Станислав Зайцев - из Тотьмы.

Вот этот последний и берет на себя смелость рассказывать от первого лица, заглядывая для верности в разбухшую от чернил кожаную "Тетрадь общую" фабрики "Светоч" ЛПО "Бумага". И кто знает, не случись несчастья, рассказ мог быть от другого лица, может быть, Николая Шведова - врача "Помора". Перед самым отплытием он получил телеграмму о внезапной тяжелой болезни тещи. Так "Помор" остался без доктора и кока, а я стал обладателем кружки, ложки, хитрого складного ножика, блесен и удочек и "Тетради общей", подаренных Николаем. В последний момент появилась на корабле женщина-якутка Натала - новый кок, на правах кандидата в члены экспедиции.

19   августа   последний   груз - "Помор" - был   принят   на   борт "Павлина Виноградова", и в сумерках,  наконец, стал таять зеленый заполярный  Мурманск,  где еще цвела сирень.  Мы все дальше уходили  от  тревожных  событий,   хотя  особой  тревоги  не  было - была уже   другая   страна,    другими - люди.   Мы   ощущали   лишь   один вопрос:   надолго   ли   хватит   путчистов,   разыгравших   Великую   августовскую   коммунистическую   революцию?   Наверное,   тревогу   заслоняла   радость   отплытия.   Закончилась   не   только   двухнедельная   морока   на   берегу,   годовое   ожидание,   но   и   сбывалась   уже   казавшаяся недосягаемой, забытая вместе с детством мечта о море. А здесь    еще   и   Арктика,   о   которой   даже   и   помыслов   не   было.

Подписывайтесь на «Totma.Ru» в Яндекс.Новостях, Дзен и Google Новости.

Пожаловаться на статью

0 комментариев

Информация

Посетители, находящиеся в группе читатель, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Вход и регистрация