Проливом Вилькицкого вслед за Норденшельдом прошел Ф. Нансен на "Фраме" в 1893 году, в 1901 году - Э. Толль на "Заре" - судне русской академической экспедиции, снаряженной "для открытия земли Санникова" (И. Магидович).
Нансен "свернул" в центральную Арктику, намеренно вморозив "Фрам" в лед. Толль с тремя спутниками погиб где-то во льдах Новосибирских островов, а не нашедшая его "Заря" закончила плавание в бухте Тикси (Буор-Хая). Поэтому с востока в Карское море было предначертано впервые проникнуть Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана под началом И. Сергеева на специально построенных в Петербурге ледокольных судах "Таймыр" и "Войчак". В 1910 году суда были вынуждены вернуться во Владивосток из Чукотского моря, в 1911 году - от устья Колымы, в 1912 - из моря Лаптевых. В 1913 году снова вернулись во Владивосток после неудачной попытки обойти с севера открытый "остров" - Северную Землю (ныне острова: Большевик, Октябрьской революции, Комсомолец). Во главе экспедиции уже был Б. Вилькицкий вместо тяжело заболевшего Сергеева. Как отмечал Магидович, Вилькицкий "не имел никаких данных, кроме родственных связей, для такого назначения". В 1914 году ледоколы вмерзли в лед западнее меридиана мыса Челюскин и только в 1915 году пришли в Архангельск. Это был второй сквозной проход СМП и первый в западном направлении.
Море третье
25-го к вечеру ледокол покинул нас. Море Лаптевых было свободно ото льда. Серые облака, их много, самые дальние сливаются в узкую полоску ультрамарина, самый край у горизонта - белесая нить. И резкая граница - конец зеленовато-голубой воды, колышущейся от ветерка.
26-е. 6°С. Траверс устья Лены (около 128° в. д.) - самый большой переход за сутки. Буруны желтоватые. Волны - метра три-четыре. Между ними, словно по овражкам, летает пара бело-брюхих юрких птичек, выискивая свой прокорм. Еще одна пара, деловито осматривающая склоны "овражков" на лихом бреющем полете: для них эти зыбкие мчащиеся валы - родное поле, не то, что для нас, хотя мы на твердой палубе. Это контрастное, но неуклюжее сравнение отдает предпочтение этим юрким малышкам. В душе гордость за них и печаль - пустыня кругом. Какой-то зуек спикировал на палубу, не обманулся ли он нашими стружками, разносимыми ветром по всему кораблю,- и тотчас умчался. В 1736 году отряд Д. Лаптева после трагической зимовки в губе Буор-Хоя (умерло 35 из 44 человек, а первым - швед Ласиниус, бывший начальником отряда) на боте "Иркутск" побывал в этой части моря, дойдя до 73° 16' широты. В 1739 году прошел до Индигирки. В 1740 - от Индигирки до Колымы и мыса Б. Баранов, где был остановлен льдами. В 1741 году не удалось продвинуться дальше.
27-е 0.3 ч. Море волнуется, опять зеленовато-хрустальное, у горизонта темная полоса. 08 ч. +4°С, температура воды +6°С. На горизонте туман, ветер встречный, в левую скулу, хрустальность воды стала уменьшаться. 18.35. Темно, какое-то время стало неопределенное, уже далеко не московское, но и не местное, от которого наше корабельное отлично на 4 часа (!) - не успеваем переводить часы. Наш ритм поддерживает капитан: "Неча на погоду пенять" - ждать штиля, до выгрузки нужно доделать шверцы - экспериментальное приспособление для увеличения устойчивости хода (уменьшение дрейфа), так как коч - бескилевое судно. Благо на "Павлине" все есть. Мы со Славой Курицыным плотничаем. Он выбирает отверстия для болтов, нарезанных на "Павлине", для сплотки шверцов. Я "выручил" бревно из штабеля, обработал по заданному капитаном эскизу этакое пятиметровое коромысло, в конце которого будут вырублены шверцы, уже принявшие приличный вид массивного руля. Боцман Юра Колышков наоборот "ломает" руль "Помора". По опыту оказалось, что перо руля оказалось великовато - не соответствует длине румпеля. Все делается основательно - на это перо будет поставлена жизнь команды. Больше всего хлопот от стружек. Ветер разносит их по всему кораблю. Переполнены все мусоросборники. Правда, они опорожнялись, наверное, сжигалось то, что горит. Кто-то посоветовал: вали за борт! Конечно, это капля в море, но, наверное, так начинается загрязнение моря. А вот Петр I ввел штраф: за лопату мусора - ефимок (рубль). Хрустальное море - зеркало чистой души, если ты бросил грязь - такова и душа твоя. Море должно быть священно - это единый Бог всей Земли, соединяющий все берега планеты. Мы наполнили прежде всего и свои емкости отходами плотницкого дела, у нас впереди был век другой - печка все "съест".