Погода в Тотьме C

город Тотьма » Тотьма » Тотемская старина

Тотемская старина

Тотьма
583
0

*     *    *

Древности финно-угорского населения I тыс. н. э. известны из раскопок Н. А. Черницына на многослойном поселении Усть-Царевская-П (левобережная). Находки металлических изделий свидетельствуют о развитии железоделательного и бронзолитейного производства. Здесь найдены железные нож, ложечка-лопатка - инструмент, применявшийся при обработке металла; сырьевая заготовка в виде бронзового стержня, бронзовая подвеска. Сырье для изготовления бронзовых изделий было, скорее всего, привозным и являлось продуктом обмена. Привозной, вероятно, являлась и найденная на поселении серебряная подковообразная фибула с выемками для эмалей. Украшения с выемчатыми эмалями были распространены в Прибалтике, на севере они появляются как предмет импорта.

При шурфовке памятника в 1982 году Н. А. Макаровым выявлен слой поселения, с которым могут быть связаны эти вещи. В нем найдена керамика со штрихованной и небрежно заглаженной поверхностью. Исследователем комплекс металлических изделий с поселения датируется серединой - третьей четвертью I тыс. н. э. и связывается с прибалтийско-финским населением, заселявшим территорию края до прихода славян20 .

С дославянским населением края определенно можно связать и поселение Царева-1, раскопки которого были начаты автором в 1991 году. Оно расположено на высоком левом берегу р. Царевы в 12 км выше ее впадения в Сухону. Поселение было небольшим и существовало непродолжительное время, о чем свидетельствует небольшая толщина отложившегося культурного слоя. При раскопках выявлены 3 очага. В них найдены бронзовые привеска-лапка и спиралевидное украшение с сохранившимся внутри перевитым шнуром. Такие украшения хорошо известны на средневековых поселениях финно-угорского населения и являются продукцией местных мастеров.

О других занятиях населения говорят бытовые предметы, найденные в культурном слое поселения. Это три скребущих орудия, проколка и скребло-нож, изготовленные из кремня. Орудия отличаются грубостью и небрежностью обработки. Сильная затертость рабочего края свидетельствует об интенсивном их использовании. Скорее всего, кремневые орудия являлись своеобразным подспорьем и изготовлялись для определенного вида деятельности, связанного с выделкой и обработкой шкур животных.

В обиходе поселян были, вероятно, и железные орудия труда - в нескольких местах найдены железные шлаки. Однако дефицит металла заставлял обитателей поселка искать другое сырье для изготовления орудий. О стремлении использовать любой доступный материал говорит любопытный факт. В ходе ракопок на поселении был обнаружен непонятный первоначально предмет, напоминавший окаменелость. Наше внимание привлекли следы сколов, сделанные рукой человека. Впоследствии специалистами было определено, что найденный предмет является окаменевшей костью "доисторического" животного - динозавра, и мог быть принесен на берега р. Царевы ледником из Скандинавии21. Вероятно, кто-то из обитателей поселка принес ее с берега реки и попытался использовать для изготовления орудия. Однако природная хрупкость кости не позволила осуществить замысел человека.

О знакомстве поселян с ткачеством свидетельствует находка обломка глиняного пряслица. Это небольшой плоский круг с отверстием в центре. Пряслице, надетое на нижнюю оконечность веретена, обеспечивало длительное вращательное движение при наматывании на него нити. Отпечатки нитей есть и на керамике, найденной на поселении. По-видимому, изготовление посуды, как и прядение, являлось "женским делом".

Вся керамика поселения Царева-I лепная, изготовлена без применения гончарного круга, плоскодонная. Три реконструированных сосуда представляют собой горшки, один из которых миниатюрный.

Наиболее крупный сосуд орнаментирован в верхней части сдвоенными отпечатками нити - "веревочки", по выделенному плечику нанесен ряд строенных отпечатков гребенчатого штампа.

По керамике и инвентарю поселение предварительно датируется второй половиной - концом I тыс. н. э. и может быть связано с финно-угорским населением края. Вслед за автором "Повести временных лет" мы можем его назвать Чудью Заволоцкой, учитывая, что летописное название относится не к единому этническому массиву, а является собирательным именем для неславянского населения обширного Заволочья22.

Подписывайтесь на «Totma.Ru» в Яндекс.Новостях, Дзен и Google Новости.

Пожаловаться на статью

0 комментариев

Информация

Посетители, находящиеся в группе читатель, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Вход и регистрация