Погода в Тотьме C

город Тотьма » История » Тотемский Спасо-Суморин монастырь.

Тотемский Спасо-Суморин монастырь.

История
3 872
0
Челищев пишет в своем дневнике:  "Во оном монастыре по штату была архимандрия, и монахов живало человек по сороку и   больше.   А   как   он   при   штате   изпразднен,   то   уже с  того  времени   сей   Суморин   монастырь  одного  иеромонаха и  прочих  к отправлению Божией службы  принадлежащих церковников содержат граждане своимъ иждивением,   и   для   жительства   их   в   недавне   построили каменную келью"194. Пред открытием мощей преп. Феодосия доходов монастырских в церковь поступало ежегодно не более 150 руб. ассиг., и даже в день открытия мощей Преподобного  (30 октября   1798 г.)   за всенощным   бдением   собрано   было   на   блюдо   всего   24   коп., а за литургией   1  руб.  93 коп.195.  Со времени же обретения мощей Преподобного положение монастыря быстро улучшилось.   В   1797   году  по  расписанию  расходов   по Тотемскому   Казначейству   от   18   дек.    1797   г.   Спасо-Суморину монастырю было положено ежегодно "милостиннаго подаяния" по 300 руб. ассигнациями. В том же 1797 году монастырю была отдана мельница на р. Еденге с 5'/2 дес. земли, принадлежавшая до 1764 г. Угрешскому монастырю; в 1798 г. вымежована дача в Черновском наволоке, на берегу р. Сухоны, в 59 дес., в 1799 г. отдана рыбная ловля в р. Леденге, в 1802 г. за монастырем утверждена полянка Кондакова, отобранная в экономическое ведомство в 1764 г. от Вологодского Прилуцкого монастыря, и другие земли196. В 1832 г. к Спасо-Суморину монастырю была приписана Дедовская Троицкая пустынь, находящаяся в 7 верстах от г. Тотьмы. К 1917 году монастырь уже имел всего около 90 десятин пахотной, сенокосной и другой земли, не считая земли Дедовской пустыни.

Первоначально настоятелями в Спасо-Суморином монастыре были строители. Первым строителем был преп. Феодосии. Братии при нем в 1555 году, в первый год существования монастыря, было всего семь человек: один иеромонах и шесть чернецов. Затем в рукописном житии Преподобного сказано, что братия в монастыре постепенно умножилась, но до какого числа доходила при жизни Преподобного, неизвестно. За последующее время с кончины преп. Феодосия (в 1568 г.) до 1620 г. о числе братии в монастыре тоже не сохранилось никаких сведений. За этот период из приписок к духовному завещанию преп. Феодосия (на обратной стороне) известны только имена трех строителей монастыря: Исайя, дядя Преподобного и его преемник (1568-1571), преемники Исаи - Леонид и Тихон, пострижники Преподобного и упомянутые еще в самом завещании.

С 1620 г. и по настоящее время, как видно из бывших в нашем распоряжении данных, число братии в монастыре то увеличивалось, то уменьшалось, что зависело от внешних условий и благосостояния монастыря. По переписи 1620 года в Спасо-Суморине монастыре записаны старец Герасим, как управляющий монастырем, и шесть старцев, да "монастырские детеныши", т. е. послушники, которые жили в дер. Душегубове (4 двора) или Алексеевской197. В перепись 1623-1625 гг. в монастыре жили строитель Антоний и четыре старца-черноризца, в избах при конюшенном дворе и коровьем дворе - монастырские детеныши: Осипко Васильев с товарищи да в избе при водяной мельнице мельник Тренка Аверкиев198. А в 1632 г. в "сотной", списанной с тех же писцовых 1623-1625 гг. уже записано, что "подлинная сотная отдана Суморина монастыря игумену Галактиону с братиею 140 года (1632 г.), февраля в 24 день"199. По-видимому, Галактион был первым игуменом, и затем, начиная с него и до 1683 г., настоятелями монастыря были уже все игумены. Из них за это время известны только пять: Корнилий (1644 г.), Ферапонт (1646 г.), Трифон (1653-1654гг.), Иона (1676-1679гг.) и Зоейма (1681 -1683 гг.). Ферапонт записан в переписных книгах 1646 г. "черным попом". По книгам в это время в Спасо-Суморином монастыре значится всего: черной поп Ферапонт, дьячок Томилко Евстафьев, пономарь Паранко Иванов да вкладчик Парамонко Борисов; кроме них, записаны еще при конюшенном дворе два детеныша, при коровьем дворе - коровник и в избе у мельницы мельник200. Игумен Иона был в перепись 1676-1679 гг. В это время братии в монастыре числилось, кроме послушников и рабочих: игумен Иона, черный поп Иона да 12 братьев иноков201. Игумен Зосима упоминается в челобитной 1682 г., июня 28 д., тотемских приходских священников архиепископу Геласию202. В 1681 г. при игумене Зосиме в Суморин монастырь были переведены иноки из Богородского монастыря, при преобразовании его в девичий203.

Подписывайтесь на «Totma.Ru» в Яндекс.Новостях, Дзен и Google Новости.

Пожаловаться на статью

0 комментариев

Информация

Посетители, находящиеся в группе читатель, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Вход и регистрация