Погода в Тотьме C

» » Драки в традиционной культуре (анализ экспедиционнных материалов по Тотемскому району)

Драки в традиционной культуре (анализ экспедиционнных материалов по Тотемскому району)

История
175
0

Основным материалом исследования являются экспедиционные записи, сделанные нами в ходе совместной экспедиции в Тотемский район в июле 2000 года. В ней приняли участие Школа традиционной народной культуры города Вологды и фольклорно-этнографическая студия "Матица" города Череповца.
      Драка, как своего рода силовое противоборство среди мужского населения, была важной чертой традиционной культуры, придававшей специфическую окраску многим народным праздникам и гуляньям. Она была причиной возникновения многих своеобразных форм мужского поведения и являлась важным механизмом, регулирующим взаимоотношения молодежных групп.
      Драки обычно проходили по престольным праздникам и являлись кульминацией всего праздничного гулянья. Причем, как нам рассказывали, гулянье переходило в драку нередко естественным образом, как бы само собой.
      Чаще всего в драках участвовали молодые парни, которым могли помогать мужики или девки. Роль девок в драке заключалась в том, что они подносили в переднике камни, наблюдали за дракой и "вытаскивали" из нее своих кавалеров.
      Группу парней обычно возглавлял атаман, которого они сами выбирали. Атаман должен был быть рослым, красивым, задиристым и справедливым. Иногда роль заводилы выполнял гармонист. Сигналом к драке мог служить и жест одного из парней: он поворачивал козырек кепки назад.
      По информации респондентов, драка могла возникнуть по разным причинам:
      - "из-за девок";
      - "на гулянье просили гармониста поиграть, а он отказывал";
      - "пляшут, да рукавом друг дружку заденут";
      - "один пляшет, а другому не дают";
      - "шли рядами, гармонист в центре, ребята
      рядом. Кто-то пляшет впереди. Навстречу два таких же ряда, и если что-то не нравится, будет драка";
      - "дрались для развлечения";
      - "не из-за чего, а по пьяному делу". Рьяных задир и пьяных (что было редкостью) сажали в амбар.
      В драке могли использовать:
      - колья, которые выламывались из изгороди;
      - гири весом 200, 400, 500 и 800 граммов (гиря была привязана у локтя резинкой или супонью; в таком случае в драке не надо было искать камни, просто гирю выкидывали и били ею);
      - железные бляхи;
      - железные "тростки".
      Парни 1908-1910 годов рождения, когда шли на драку, брали с собой кованые железные "тростки", у которых один конец был загнут, а другой заточен (заострен). Ее втыкали в щель, находящуюся в полу, и вокруг нее плясали.
      Мотив драки находил отражение в текстах частушек, например:
      Атаман, играй под драку, веселее начинать.
      Не такие наши головы - с гулянок убегать.
      Дроля сделаешь измену, не отделаешься вдруг.
      Тросткой медною, витою исхлещу до самых рук.
      Также существовал целый блок приемов и способов защиты в драке. До убийства доходило редко. Хотя существовали приемы, с помощью которых можно было убить соперника.
      Драка заканчивалась в том случае, если в нее "встревала" девка. После драки все расходились, часа через два "затейники" мирились до следующего праздника. Процесс мирения проходил, когда пили "мировую", которую обычно выставляла слабая сторона.
      Анализируя собранные в экспедиции материалы, мы пришли к выводу, что традицию драк, зафиксированную нами в исследуемой местности, можно отнести к обрядовому элементу, так как:
      - довольно четко прослеживается структура драки (есть зачин, непосредственно само столкновение, бой, развязка - конец драки и "мировая");
      - довольно четко определяется время драки (престольные праздники);
      - драки носят систематический характер (сопровождают каждый большой праздник);
      - явно прослеживается противостояние своих и чужих;
      - драки носят массовый, коллективный характер (сходятся "стенка на стенку", "деревня на деревню");
      - наличие специальных гармонных наигрышей и специальных для такого случая текстов частушек, также подтверждающих версию о драках как о традиционной системе ритуальных боев.
      Приложение:
      Список респондентов
      Середский с/совет
      Деревня Антушева Гора:
      Опалихина Лидия Евлампьевна, 1927 г. р. (род. - д. Петрищева Гора).
      Деревня Концевская:
      Дегунов Владимир Николаевич.
      Деревня Пелевиха:
      Петергин Иван Иванович, 1923 г. р. (род. - д. Большая Великодворская);
      Петергина Нина Васильевна, 1925 г. р. (род. - д. Большая Великодворская).
      Деревня Середская:
      Пахнин Константин Евлампиевич, 1915 г. р.
      Мосеевский с/совет
      Деревня Великий Двор:
      Брагин Василий Васильевич, 1930 г. р.;
      Попов П.Н. 1926, г. р.;
      Попова Людмила Ефграфовна, 1928 г. р. (род. - Кировская обл.);
      Фейшина Нина Васильевна, 1927 г. р.
      Деревня Кожинская:
      Сабуров Николай Николаевич, 1932 г. р.
      Деревня Кондратьевская:
      Брагина Галина Петровна, 1933 г. р. (род. - д. Максимиха, Заборский с/с Тарногского р-на)
      Деревня Пустошь:
      Баландин Николай Платонович, 1929 г. р.;
      Баландина Надежда Михайловна, 1928 г. р. (род. - д. Гавшино).
      Деревня Филяково:
      Красавина Павла Ивановна, 1928 г. р.;
      Ярославцев Алексей Иванович, 1936 г. р. (род. - д. Мосеево).
      Заозерский с/совет
      Деревня Данилов Починок:
      Харинский Николай Клавдиевич, 1929 г. р.
      Деревня Никитин Починок:
      Дуров Борис Андреевич, 1933 г. р.;
      Дуров Иван Иванович, 1918 г. р.;
      Дуров Иван Федорович, 1925 г. р.;
      Дурова Еврания Алексеевна, 1938 г. р. (род. - Сибирский с/с Верховажского р-на);
      Дурова Мария Павловна, 1921 г. р.;
      Дурова Юлия Ильинична, 1927 г. р. (род. - с. Кичменский городок, Трофимовский с/с).


Подписывайтесь на канал "gorodtotma.ru" в Telegram, если хотите быть в курсе главных событий в Тотьме - и не только.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

0 комментариев

Информация

Посетители, находящиеся в группе читатель, не могут оставлять комментарии к данной публикации.