Погода в Тотьме C

город Тотьма » История » Дедовская Троицкая пустынь

Дедовская Троицкая пустынь

История
4 136
0

Дедовская Троицкая пустынь

 

Верстах в 6-7 от г. Тотьмы, вверх по реке Сухоне, находятся три острова, расположенные рядом вдоль реки. В начале XVII в. самый дальний от города и самый большой из них назывался "Дед", второй - "Баба" и третий, меньший по величине,- "Внук" и "Внучек". Острова принадлежали Ольге Строгановой208. Позднее названия были переделаны в прилагательные: Дедов, Бабий и Внуков. На Дедове острове и расположена заштатная Дедовская Троицкая пустынь, получившая название от имени острова и главной своей церкви.

Описание и история Дедовской Троицкой пустыни впервые были напечатаны в "Истории Российской Иерархии", составленной архимандритом Амвросием (изд. М., 1812 г., ч. IV, стр. 72-76). Автор сначала сообщает о местоположении пустыни, а затем излагает следующую историю ее основания.

Основатель пустыни иеромонах Иона, еще будучи пономарем Тотемской Воскресенской градской церкви (переименованной позднее в Успенскую), 6-го июля 1670 г. приехал на Дедов остров для сбора грибов и   ягод  и   здесь,   на   западном   мысу  острова,   обращенном   против   течения   реки   Сухоны,   нашел   на   дереве икону   с   изображением   Пресвятой    Троицы,    Божией Матери   с   предстоящими   апостолами   Петром   и   Иоанном и преподобным Сергием  (Радонежским)  и Ионою, его   учеником.   Эту   икону   пономарь   Иоанн,   по   пояснению   автора,   привез   в   Тотьму   и   показал   блаженному  Андрею  Тотемскому   юродивому,   который   тогда был   еще   жив   и   с   которым   пономарь   был   дружен. Блаженный   Андрей,   осмотрев   икону,   завещал   пономарю   построить   на   Дедове   острове   часовню   и   поставить в ней икону и при этом предсказал,  что впоследствии   на   том  месте   возникнет  и  монашеская  обитель. В   то   время    пономарь    не   исполнил    завещания   блажен.   Андрея.   После   же   его   смерти209   пономарь   был посвящен   во   иерея   к   Тотемскому   собору,   овдовел   и затем под именем Ионы постригся в Тотемский Заозерской   Введенской   пустыни,   где   и   жил   несколько   времени. Боярин Федор Абрамович Лопухин, отец царицы Евдокии Шеодоровны,  бывший,  по замечанию того же автора   к   описанию   Тотемского   Богородского   девичья монастыря210,  воеводою в Тотьме,  с  1697 г.,  марта 23, десять   лет,   избрал   его   своим   духовником.   Однажды иеромонах    Иона    рассказал    Лопухину    о    завещании блаж. Андрея и о своем желании построить на Дедове острове   часовню,   если   на   это   будет  дано   ему   позволение.   Воевода   охотно   разрешил   ему   и,   когда   Иона, устроив  часовню,   поселился   на  острове   в  выкопанной им   пещере,   отдал  ему   весь  остров  под  устройство   на нем  пустыни.  Потом  Иона   "построил  деревянную  церковь   во   имя   Св.   Троицы".   К  освящению  устроенной Ионой   церкви   воевода   украсил   вышеупомянутую   икону   "сребро-позлощенною  ризою"  и  с   крестным  ходом 6  июля   (год  не  указан)   перенес  ее  в   новоустроенную обитель.  С того  времени  и  стала устроятся Дедовская Троицкая     пустынь     под     управлением     настоятелей-строителей. В новую пустыню боярин Федор Авраамо-вич   и   дочь   его   царица   Евдокия   часто   жертвовали. Между  прочим,  царица  Евдокия из  Москвы  прислала икону с следующей надписью: "Лета от Р. Хр. 1729 месяца марта в третий день приложила сии святый образ Покров Пресв. Богородицы в Дедовскую пустыню, в церковь преп. отца Сергия, Радонежского чуд., благоверная государыня царица Евдокия Феодоровна". Эта икона, по замечанию автора, "до ныне сохраняется в   Троицкои деревянной церкви"211.

После этого рассказа автор излагает дальнейшую историю Дедовской пустыни и в первых же строках пишет: "По переписным книгам 7186 или 1678 года пустыня сия написана была еще без всяких земель и крестьянских дворов". Следовательно, по крайней мере за двадцать лет до своего основания пустыня уже существовала!.. Опечатки в приложенных к книге "ошибках" в этом месте не показано (см. прилож. к 4 ч., стр. 1), и непонятно, как автор допустил такую ошибку. Но еще непонятнее, что все, написанное автором Истории Российской Иерархии, спустя сто лет другими авторами, даже без указания источника, перепечатывается почти буквально. Так, в "Описании Тотемского Спасо-Суморина монастыря и приписной к нему Дедовской Троицкой пустыни", составленном в 1849 г. П. Савваитовым, пересмотренном и дополненном в 1896 г. Н. Суворовым и в 1911 г. И. Суворовым212, после вышеприведенного рассказа о возникновении Дедовской пустыни напечатанного с небольшими изменениями и примечанием, что "Боярин Ф. А. Лопухин был воеводою в Тотьме с 23-го марта 1697 г. до конца 1699 года", сказано: "По переписным книгам 1678 года, Дедовская пустыня была записана еще без всяких земель и крестьянских дворов".

Откуда автор взял рассказ об основании Дедовской пустыни и ссылку на писцовые книги, неизвестно213. Но только в писцовых 1676-1679 гг. и переписных 1677-1678 гг., на которые ссылается автор Истории Российской Иерархии, оказывается, что Дедовская пустынь не записана.

Подписывайтесь на «Totma.Ru» в Яндекс.Новостях, Дзен и Google Новости.

Пожаловаться на статью

0 комментариев

Информация

Посетители, находящиеся в группе читатель, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Вход и регистрация