Погода в Тотьме C

город Тотьма » Туризм » У порога не задерживаемся

У порога не задерживаемся

Туризм
672
0

Сплавляясь на плоту по северным рекам, добираешься до мест, куда на машине не доедешь

Объявление о сплаве по реке Сухоне из Тотьмы до Великого Устюга мы с друзьями увидели в вологодском рыболовном магазине — и решили собрать команду. Компания подобралась неплохая: пятеро взрослых и двое мальчишек 10 и 12 лет (выходило чуть более 10 тысяч рублей с каждого пассажира).

Старт

В канун назначенного дня мы выдвинулись на двух машинах из Москвы и, заночевав на даче у друзей под Вологдой, к обеду следующего дня прибыли в Тотьму — город, который называют родиной русских Колумбов и где даже церкви похожи на парусные фрегаты. В XVII веке местные купцы снарядили отсюда 20 мореходных экспедиций на Тихий океан. Петр, впрочем, ссылал сюда опальных бояр, а Брежнев — диссидентов и уголовников. Загрузка на плот происходила в маленькой бухточке за городом, ниже по течению. Оставили машины мы у одного из лоцманов, которые сменяя друг друга, сопровождали нас в ходе всего путешествия.

Плавсредство

Плот размером приблизительно 5 на 8 с половиной метров представляет собой творение инженерного гения трех друзей, занимающихся туристической навигацией по некогда судоходной, а теперь забытой реке. Под жесткий деревянный настил помещено около четырех тысяч пластиковых бутылок из-под пива. (Бутылки, которые за каждый сплав частью приходят в негодность, хозяева плота выкупают у населения по 50 коп. за штуку, за что даже были отмечены экологической премией местных властей.) На плоту есть всё, что нужно для жизни. Две п алатки, готовые принять восемь человек, большой стол с пластиковыми стульями, бочки с крышками для хранения провизии и багажа, очаг с котлом, коптильня для рыбы. Есть маленький генератор, дающий энергию тусклой лампочке, позволяющий питать сумку-холодильник, MP3-плеер и подзаряжать мобильные телефоны.

Имеются также три надувные лодки с японскими моторами, на которых можно рыбачить, отрываясь от головного плавсредства на 2-3 километра, а также осуществлять челночные вылазки на берег, восполняя отсутствие того, что моряки именуют «гальюн». Раз нам даже была предложена баня — прямо на плоту натянули палатку, поставили туда печку и натопили до весьма внушительной жары. Выскочив из парной на берег и пробежав метров 50, мы оказались в естественных мраморных ваннах с ледяной водой — в этом месте приток Сухоны пробил дорогу в скальной породе и образовал каскад.

Провиант

Мы взяли с собой килограммов восемь макарон, четыре килограмма гречки и столько же риса. Большую часть всего этого пришлось увезти обратно. Несмотря на вымирание деревень, система сельпо еще существует. Купить хлеб и довольно вкусные великоустюжские мясные продукты не составляло труда, но вот на парное молоко рассчитывать не приходилось: здесь в лучшем случае одна корова на село и очередь на молоко блюдется строго. Еще в меню была выловленная рыба — копченая и в виде ухи: щука, лещи, подлещики; стерлядь, увы, нам не попалась, хотя она водится в местных водах.

Маршрут

Сухона только кажется спокойной. Есть места, где течение, под стать горным рекам, достигает 5 метров в секунду, а вот глубина такая, что, прыгнув прямо с плота в воду, достанешь ногами дна. В петровские времена считалось, что лоцман, прошедший обучение на Сухоне и преодолевший все ее пороги, ни разу не сев на мель, готов ходить по любым рекам и даже морям. Сам Петр ходил по Сухоне трижды.

Плыли мы весь день и иногда часть ночи, чтобы не отставать от графика. Остановки тоже делали каждый день. В райцентре Нюксеницы попробовали традиционный северный завтрак — толокно (что-то вроде каши), заправленное черносмородиновым вареньем. Оказалось довольно вкусно, мы даже купили несколько пачек толокна в подарок друзьям, в Москве его вряд ли найдешь. В Бобровском поднялись на колокольню заброшенного храма, пили чай из самовара с домашними пирогами и домашними же огурчиками особого посола. В Опоках, где один берег высокий и скальный — горным породам миллионы лет, — мы поклонились кресту на месте сталинского лагеря. Здесь много людей полегло на постройке шлюза, который был смыт первым же ледоходом. Кроме того, при советской власти в этих местах совершенно безуспешно искали нефть и пробурили артезианскую скважину, вода из которой до сих пор бьет на высоту 50 метров.

Финиш

В Великом Устюге мы попрощались с лоцманами, погуляли по городу и на заказанном заранее микроавтобусе за три часа проделали обратный путь в Тотьму, который по реке занял у нас неделю. Плот в разобранном виде отправится назад на КамАЗе, чтобы готовиться к новому сплаву. Очень хотелось бы поплыть дальше по Двине, в Холмогоры, на родину Ломоносова, оттуда до Архангельска и до самого Белого моря. Путь открыт.

 

 

Подписывайтесь на «Totma.Ru» в Яндекс.Новостях, Дзен и Google Новости.

Пожаловаться на статью

0 комментариев

Информация

Посетители, находящиеся в группе читатель, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Вход и регистрация